.

Выбор катушки и уход

Выбор катушки и уход

Выбор катушки — дело ответственное. Если у рыболова нет времени для углубленного изучения техники применения снасти, он поступит правильно, выбрав безынерционную катушку с закрытой шпулей. Катушка этого типа хороша для тех, кто редко выезжает на рыбалку.
Поклонниками безынерционных катушек с открытой шпулей стал большой отряд спиннингистов, которые летом забрасывают блесну каждый выходной, день, а во время отпуска чуть ли не ежедневно. Катушка служит для сотен, а то и тысяч забросов в сезон. При этом рыболов, естественно, ценит хорошо действующую катушку как во время заброса, так и при вываживании. Поэтому те, кому нужна многоцелевая катушка, останавливают свой выбор на открытой безынерционной, которая позволяет легко остановить или подтормозить полет приманки. Благодаря этому можно забрасывать блесну точно в нужное место.При ловле поплавочной удочкой с бегучей оснасткой также предпочтительна открытая безынерционная катушка. Она позволяет далеко и точно забросить грузило и крючок, даже если скользящий поплавок весит мало. Стопоры такого поплавка редко застревают. Ценно также то, что, если ловят без поплавка, леска легко сматывается со шпули при поклевке.
Сегодня открытые безынерционные катушки являются самыми распространенными и популярными. Выбор этих катушек так же велик и разнообразен.
Катушку характеризуют следующие параметры, и при покупке ее следует обратить на них внимание:

— Передаточное число.
Оно колеблется от 1:3,2 до 1:6,5. Катушки с меньшим передаточным числом используются для ловли спиннингом, когда движение приманки должно быть медленным.

— Форма шпули.
Удлиненная шпуля бочкообразной или конусообразной формы позволяет делать сверхдальние забросы и использовать тонкую лесу без подкладочного слоя на шпуле. Чем длиннее шпуля, тем дальше будет заброс.
— Число подшипников.
Оно может достигать десяти штук. Подшипники необходимы для более устойчивой и плавной работы механизмов. Чем больше число подшипников, тем дольше катушка прослужит. Оптимальными считаются катушки с тремя-шестью подшипниками. Это достаточно качественные изделия с ровным плавным ходом.

— Система противозакручивания лески. Это особая форма ролика лесоукладыва-
теля, уменьшающая закручивание лесы. Закручивание передается на конец лесы, еще не намотанный на катушку. Таким образом, на шпулю ложится леса, закрученная на 30—40 % меньше.

— Фрикционный тормоз.
Он может быть расположен спереди или сзади. Передний тормоз более плавный, задний более удобный. Если в процессе вы-важивания рыбы вы привыкли регулировать тормоз, то лучше подойдет катушка с задним тормозом.

— Противовибрационная система.
Она необходима для предотвращения вибрации катушки при ее вращении. Представляет собой сдвоенную симметричную ручку или ручку с компенсатором, а также уравновешенный лесоукладыватель.

— Соответствие катушки узлам крепления на удилище.
Необходимо проверить соответствие катушки узлу крепления на удилище, так как катушка должна крепиться надежно. Такая проверка обязательна, поскольку узлы крепления катушек и удилищ разных изготовителей не всегда подходят друг к другу.

— Защитный корпус.
Ротор и корпус должны обладать системой защиты от проникновения песка и морской воды, которая является агрессивной средой и может повредить механизм катушки.

— Запасная шпуля.
для ловли разной рыбы требуется разная леска. Если у вас только одна катушка, без запасной шпули вам не обойтись.
УХОД ЗА КАТУШКОЙ
Чтобы катушка работала исправно, необходимо заботиться о ней надлежащим образом и осторожно обращаться с нею. Катушка чувствительна к ударам и требовательна к смазке. Перевозить ее надо всегда в твердой упаковке. После рыбной ловли надо стряхнуть и слегка вытереть. Если она значительно загрязнилась, основательно вычистите ее и смажьте. Никогда не следует класть катушку на землю, потому что глина и песок, попадая в подшипники, повреждают их. Если нам приходится вынимать барабан прямо на берегу, лучше разбирать катушку над шляпой, шапкой или носовым платком, чтобы не растерять винтики и шайбочки. Собрав ее, не забывайте снова отрегулировать тормоз.
Катушка подвергается повреждениям реже, чем удилище, но она больше грязнится. Поэтому ее прежде всего надо тщательно очистить от пыли и загрязнившейся смазки, а затем, вытерев насухо ось и отверстие втулки, внимательно осмотреть и смазать все части, подверженные трению, вазелином (только не борным) или какой-либо другой долгодержащейся смазкой, которая бы не стекала с оси и не мешала вращению барабана своей густотой и тягучестью. Хранить катушку необходимо в футляре.
Чтобы в катушке для ловли на искусственную мушку шнур не попадал между барабаном и корпусом, надо уменьшить зазор между ними. Для этого на внутренней стороне корпуса по окружности наклеивают водоотталкивающим клеем тонкий пробковый слой или тонкую полоску другого материала. Особое внимание надо уделить пружинному тормозу, который при размотке препятствует слишком быстрому вращению барабана и запутывает шнур.
Барабаны скользящих (безынерционных) катушек иногда имеют по окружности мелкий желобок с отверстиями. Через эти отверстия пропускают достаточно прочный кусок лески, который уменьшает зазор между барабаном и корпусом катушки. Если таких барабанов нет, то на внутренней стороне корпуса катушки наклеивают по окружности водоотталкивающим клеем тонкую полоску подходящего материала.
Свободный барабан заполняют новой леской не до конца. Оставшийся запас используют для намотки старой, но качественной (хорошей) лески, привязанной к новой. Конец лески, не вошедшей на барабан, отрезают. Затем вынимают полный барабан из катушки и вставляют запасной, на который перематывают леску с первого. В результате старая леска окажется внизу, а новая — наверху. Если нет запасного барабана, находят свободное пространство и сматывают всю леску, а затем перематывают ее снова с другого конца. Чтобы она не соскальзывала с барабана, перетягивают его (поверх лески) резинкой.